Эрих Эйнгорн "Основы фотографии"

Кадрирование

Весьма важный элемент съемки, от которого зависит ваша удача,— это кадр, его величина и форма.

Наши глаза, воспринимают окружающую действительность под углом зрения, близким 180° по горизонтали. Однако четко и точно регистрируется только та часть видимого объекта, которая изображена на сетчатке в месте так называемого желтого пятна, где сосредоточено самое большое число глазных нервов. Угол изображения здесь будет всего лишь несколько градусов. Воспринимаем мы, следовательно, окружающую действительность и широко и узко. Резко и четко — только те детали, которые привлекли наше внимание, независимо от того, удалены они или близки.

Схема зрительного восприятия сюжета фотографом

Фотоаппарат «воспринимает» действительность совершенно иначе. Его объектив (угол зрения у большинства объективов в среднем 50—60°) не имеет желтого пятна, которое бы сделало акцент и подчеркнуло сюжет. Фотоаппарат фиксирует все совершенно одинаково, уравнивая важное с неважным.

Тот же кадр снятый фотоаппаратом

Вы должны считаться с данным явлением, помнить о нем и рассматривать сюжет в видоискателе или на матовом стекле как одно целое.

Поэтому при определении границ и величины кадра необходимо помнить о том, чтобы на снимке не было слишком много лишних деталей, которые отвлекали бы внимание от главного сюжета, ради которого вы делали снимок.

Для снимка надо отбирать только то, что должен узнать зритель. Один и тот же объект съемки на разных кадрах может пробуждать совершенно разные и даже противоположные настроения и впечатления. Например: двое отдыхают на траве. Уединение, спокойствие, мир. А теперь — чуть пошире кадр. Со всех сторон появятся руки, ноги, тела, дети — воскресенье на переполненном пляже. Сразу стало ясно напрасное стремление к спокойствию и уединению.

Кадрирование, следовательно, обусловлено:
1) целевым сосредоточением внимания;
2) стремлением к правдивости изображения действительности (выбором и подчеркиванием тех или иных деталей сюжета);
3) настроением (взаимным противопоставлением сюжетов);
4) эмоциональным воздействием.

Кадрирование — сильное выразительное средство фотографии. Вы должны всегда помнить о кадре, который создается визиром или матовым стеклом фотоаппарата и помогает воспринимать объект съемки как одно целое.

Кадр неудачный по композиции

Кадр композиционно завершен

Жанровый снимок

Тот же сюжет, но с ненужным задним планом

Вы должны, однако, заботиться о том, чтобы правильный кадр был определен уже при съемке и чтобы использовалась вся плоскость негатива. Тогда при увеличении не нужно будет сильно обрезать его.

<< Оглавление >>

 

Сайт создан в системе uCoz