Эрих Эйнгорн "Основы фотографии"

Порядок освещения объектов съемки

Даже если вы будете очень хорошо знать свойства и действие источников света, все равно вам потребуются усилия для того, чтобы добиться нужного результата.

Причина первых неудач заключается, как правило, в том, что вы начинаете освещать объект съемки всеми источниками света сразу. В таком случае вы не можете хорошо оценить воздейстю каждого источника в отдельности - получается лишь большой расход электроэнергии.

Прежде всего включают главный источник света

Включение заполняющего источника света

Главный и заполняющий источники света включены вместе

Контровое освещение

Совместное действие главного, заполняющего
и контрового источников света

Освещение фона

Эффект совместного действия главного,
заполняющего,контрового источников
света и источника, освещеющего фон.

Работать нужно по четкому, заранее составленному плану, соответствующему вашему замыслу. Применять отдельные источники света нужно в такой последовательности.
1. Первый источник света — главный — определяет характер и существо снимка, создает настроение, выявляет форму и фактуру поверхности объекта съемки. Нельзя предпринимать следующие шаги, пока освещение этим источником не решено до конца и не вполне определен ваш замысел (см. рис.).

Если же на объекте оказываются глубокие тени, а некоторые участки при этом освещены недостаточно, то вам уже должно быть ясно, какую сторону объекта нужно выявить и какую подавить (например, нос, уши, бороду, волосы, кожу и т. д.). Надеяться на действие других источников освещения было бы неправильно. Этим вы ничего не добьетесь: нельзя сдаваться до тех пор, пока результат освещения не будет соответствовать вашему замыслу.

Бели вы в основном решили задачу освещения первым источником, то можете взяться за следующий. Помните, что все остальные источники должны быть подчинены первому, ни один не должен ему мешать. Иначе получится «вялый» снимок.

Следующими источниками нужно пользоваться только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. Снимок с одним источником света может получиться лучше, чем снимок с большим числом неправильно использованных источников.

2. Второй источник света — источник для просветления — организует контрасты и снимок в целом. (Вместо второго источника света можно использовать и отражательный экран: газету, белую бумагу, простыню, металлическую фольгу и т. д.) Просветляем таким образом тени в соответствии с замыслом снимка (см. рис.).

И здесь вы должны внимательно следить за тем, чтобы при оценке отдельных оттенков освещения не поддаться автоматизму обыденного восприятия. Белый предмет в тени воспринимается вами как белый, освещенный . серый предмет — как серый, потому что вы знаете, что они таковы. Однако объектов и светочувствительный материал «не знают» этого, а потому на снимке белый предмет в тени выходит серым, а освещенный серый — белым.

Поэтому никогда нельзя довольствоваться поверхностным восприятием и наблюдением, освещать предметы следует таким образом, чтобы на снимке был четко воплощен ваш замысел.

Сказанное, однако, не означает, что на снимке не могут преобладать глубокие тени или, напротив, что снимок не может быть совершенно без теней. Все зависит от вашего замысла. Но вы должны быть честным перед самим собой и не приписывать замыслу то, что является лишь случайностью или следствием недоработки.

Не позволяйте увлечь себя дешевыми, пустыми эффектами. Заботьтесь прежде всего о правдивой и по возможности оригинальной подаче материала; стремитесь, чтобы снимки в совершенстве передавали не только фактуру поверхности и характерные особенности объектов съемки, но и их внутреннюю суть, их предназначение и смысл.

3. Третий источник — контросвещение, которое также усиливает эффект, подчеркивает контуры и некоторые детали, отделяет объект от фона и может придать некоторым частям снимка определенное изящество благодаря верхним источникам света и бликам (см. рис.).

Но опять же нужно остерегаться легких и дешевых эффектов. Чем умереннее вы используете осветительный арсенал, тем «качественнее» будет его воздействие. Чрезмерное увлечение световыми эффектами не обогащает содержание, а чревато безвкусицей.

4. Четвертый источник света, освещающий задний план, организует освещенность среды. Он не должен отвлекать внимание от главного сюжета и мешать действию главного источника света (см. рис.).

В заключение отметим, что приведенная нами последовательность не закон, а лишь рекомендация, нацеливающая вас на работу по плану с ясным пониманием цели.

<< Оглавление >>

 

Сайт создан в системе uCoz