Эрих Эйнгорн "Основы фотографии"

Свет - способ и направление освещения

Мы подошли к одному из самых важных выразительных средств фотографии — к свету. Собственно, в буквальном переводе «фотография» означает «пишу светом». Пожалуй, освещенность, характер освещения больше всех описанных факторов влияют на снимок. Роль тут играют: 1) виды источников освещения; 2) направления, под которыми лучи света падают на снимаемый объект.

Малый (по размеру светового пятна, но не по мощности) или очень удаленный источник света дает контрастное освещение. Так возникают снимки резко очерченные, контрастные, с резкими тенями.

Большой источник света дает рассеянный, мягкий свет. Снимок получается менее расчлененным, серым, без четких теней. Например, пейзаж, освещенный солнцем (источник света яркий, но очень удаленный), и тот же самый пейзаж, освещенный только небом (рассеянное освещение, большая светящаяся плоскость).

В зависимости от величины плоскости источника света (и его затемнения), а также конструкции источников света различают большое количество вариантов освещения (см. рис).

Если вы освещаете предмет перед фотоаппаратом, прямо «в лоб», то получаете плоское изображение. Если освещаете предмет сбоку, сверху или снизу, изображение получается пластичным. Особенно выгодно (например, для пейзажей) боковое освещение. Оно выявляет структуру объекта съемки, делает его более рельефным (см. рис).

Если вы будете освещать предмет сзади, то на снимке он выделится четким контуром, эффектно выступая из пространства. Такое освещение усиливает перспективу, но требует более долгой экспозиции, которой трудно овладеть, так как объект съемки имеет большие световые контрасты.

Здесь играет роль и число, и направление разных источников освещения, и соотношение их интенсивностей (солнце и небо, два или больше источников света и т. д.).

При дневном освещении приходится только выжидать, когда солнце займет такое положение, при котором оно осветит сюжет наивыгоднейшим образом, согласно вашему замыслу.

Искусственное же освещение можно свободно устанавливать, как заблагорассудится. Так как применять его приходится прежде всего при освещении людей, проверим результат разного направления освещения на примере гипсовой модели.

Пусть источник света светит всегда с одного и того же расстояния, последовательно с разной высоты и с разных сторон, так что отдельные источники света создадут около головы какую-то сетку в виде полушара (другую половину шара нетрудно получить перевернутым печатанием, эффект будет тот же). Результат получается очень интересный. Освещение тем пластичнее, чем больше конус света приближается к боковому, верхнему или нижнему пределу направления светового потока. Форма головы при этом меняется, равно как и структура кожи, выражение, настроение и общее впечатление. Кроме того, меняется и общее настроение снимка («наводящее ужас», будничное выражение и т. д.).

А теперь попробуем определить, какое влияние на изображение оказывает уменьшение контраста. Используем для этой цели два источника света, которые будут последовательно менять взаимное отношение интенсивности света (можно также применять все более и более мягкие источники света; см. рис.). В итоге изменения интенсивности света меняется общее настроение снимка, несмотря на то что основное выражение и форма объекта остаются теми же. Наконец, проверим, как влияет освещение среды, в которой размещен сюжет, на общую гармонию снимка.

Для этого будем освещать задний план все более и более сильным светом. Таким образом вы убедитесь в том, что освещение играет роль и здесь, хотя и в ограниченной мере.
Освещение заднего плана должно всегда подчиняться основному освещению, должно вытекать из общего замысла снимка. Если задний план самодовлеет, то весь снимок будет выглядеть очень поверхностно и примитивно.

Объект должен быть освещен таким образом, чтобы его можно было четко прочитать, чтобы он был интересным, чтобы были верно уловлены и подчеркнуты свойства формы, пространство и содержание и была передана гармония.

Следовательно, выбирая световое оформление снимка, нужно выделять лишь те свойства формы, которые важны для замысла.

Для одних предметов бывает уместно подчеркнуть их поверхность, для других — блеск, для третьих — прозрачность или хрупкость.

Главное, чтобы на снимке была явно выражена пластичность или плоскостность предмета съемки, настроение (веселое или грустное) и т. д. в соответствии с вашим замыслом.

Фрониальное освещение усиливает
впечатление плоскости

Фронтальное освещение объекта съемки

Снято при боковом освещении объекта

Контровое освещение объекта съемки

Боковое освещение подчеркивает объем

Снято в солнечный день. Темный передний план
и высветленная глубина способствует
хорошей передаче пространства

Тот же сюжет, снятый в пасмурную
погоду при рассеяном освещении

Фронтальное освещение поверхности
сделало изображение плоским

Боковое освещение поверхности
позволило передать фактуру досок

Модель освещена одним и тем же - основным - источником света. Фон освещают другим - вспомогательным - источником света, который от снимка к снимку усиливается. взависимости от освещения фона меняется общее настроение снимка.

 

Зависимость характера изображения от степени контраста. Модель освещается постоянным главным источником света и дополнительным, свет которого от снимка к снимку усиливается, становится ярче. Этот источник высветляет модель и освещает фон. Таким образом меняется общее настроение снимка, несмотря на то, что основное выражение и композиция остаются теми же

Для того чтобы натренировать свои глаза и чувства на восприятие разных эффектов освещения, чтобы понимать свойства света и уметь ими управлять, существует целый ряд упражнений. Приводим некоторые из них.

1. Заставьте себя внимательно наблюдать окружающую вас среду с точки зрения изменений ее освещения. (Солнце посветит и спрячется за облака; кто-либо входит из освещенного пространства в тень и т. д.)

2. Внимательно следите за последовательным изменением освещения лиц пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе, поезде. Постарайтесь уяснить себе причины этих изменений, определить характер источников света, направление света, контрастность, вид освещения, задний фон и их взаимодействие. Свои наблюдения по возможности сравнивайте с наблюдениями товарищей.

3. Выберете себе какой-нибудь объект вблизи своего дома, работы или места, мимо которого проходите ежедневно, всматривайтесь в него при разной погоде и освещении — во все времена года, днем, утром, вечером и ночью. Снимайте его при всех перечисленных условиях всегда с одной и той же точки.

4. Соберите все эти снимки, разложите их и постарайтесь понять, в чем причины изменений, меняющих впечатление от снимка.

Задумайтесь, какая часть этих изменений приходится на долю освещения. По возможности сравните свои наблюдения с мнением друзей. Постарайтесь уяснить, каких условий не хватает для того, чтобы снимок производил совершенно' определенное впечатление. Попробуйте с наступлением предполагаемых вами условий сделать снимок и проверьте, правильно ли вы рассуждали. Если вы ошиблись, то необходимо выяснить, в чем. ошибка и как ее исправить.

5. Внимательно наблюдайте за предметами и вещами, окружающими вас, с которыми вы непосредственно соприкасаетесь в повседневности. Постарайтесь найти такое освещение, при котором их свойства выявлялись бы ярче всего и которое передавало бы правильное настроение объекта. (Задумайтесь над характером и направлением света, контрастностью и яркостью фона.)

6. Во всех этих наблюдениях обращайте особое внимание на четкость изображения и впечатление, вызываемое снимком.

7. Определите, какой свет был бы удачным, если бы вы захотели в тех же самых предметах выявить другие свойства, например противоположные (грубую и гладкую поверхность, хрупкие и плотные части, прозрачные и непрозрачные, широкие и узкие и т. д.). Позаботьтесь, чтобы тени не мешали четкости и разборчивости снимков, а, наоборот, помогали усилить впечатление.

8. Снимайте самые разнообразные предметы с учетом всего вышесказанного.

<< Оглавление >>

 

Сайт создан в системе uCoz