Эрих Эйнгорн "Основы фотографии"

Единство изображения и слова

Весьма важна для восприятия снимка и подпись. Очень много отличных фотографий было испорчено неподходящим банальным названием, и многие посредственные фотографии выигрывали благодаря метким и остроумным подписям. Найти подходящее название не так просто. Трудно, конечно, дать название такому снимку, который и сам-то ничего не говорит, и почему он снят, вам самим непонятно. Однако и к хорошему, выразительному снимку, который родился с четким замыслом, не всегда легко подобрать точную, меткую подпись.

Почему мы вообще даем фотоснимку название? Ведь, казалось бы, снимок может и сам говорить за себя? В самом деле, иногда названия и не требуется, чтобы не испортить впечатления от снимка.

Наряду со словесным информационным сообщением о месте действия и времени изображаемого события, об изображенных лицах или с сообщением, воскрешающим некоторые интересные события, связанные со снимком, название может создавать настроение или атмосферу среды. Метко выбранное слово сближает нас с ходом мыслей фотографа, и поэтому нам легче понять содержание и идейный смысл изображения. Подпись может подсказать также точку зрения, с которой нам следует подойти к оценке фотографии.

Один и тот же снимок может вызывать серьезную реакцию и смех, в зависимости от того, какое восприятие вы вызовете подписью. Со словом зритель проще поймет ваш замысел и решение.

Часто снимок возникает на основе какого-либо предложения, словесной игры, какого-либо афоризма.

Следовательно, нужно придать вашей мысли форму названия. Конечно, выдумывая его, вы должны быть очень осторожны, щепетильны.

Характер названия не должен быть описательным и повторять то, что ясно и так из снимка. Но оно не должно говорить и того, чего на снимке нет и что невозможно почувствовать. Если название не имеет ничего общего с изображением, то фотография оставляет впечатление незавершенного замысла.

Название должно говорить о том, что имеет непосредственное отношение к изображенной действительности. Оно должно указывать на то, почему был выбран именно данный сюжет, должно вводить в атмосферу, говорить о настроении. Однако нельзя оговаривать все, что видно на фотографии,— пусть зрителю останется возможность додумать недоговоренное.

Название не должно быть длинным, оно должно хорошо звучать и вместе с тем совершенно четко и ясно выражать мысль и цель. Если оно дает возможность двойного толкования, то эта двусмысленность должна быть обусловлена содержанием фотографии.

Итак, подпись должна быть точной, остроумной, интересной, короткой, хорошо звучать, будить мысль, разъяснять я дополнять снимок.

Часто бывает нелегко найти подходящее слово. Анализируйте названия снимков, приведенных в книгах, журналах, на выставках. Разбирайте их и обсуждайте, почему то или иное название удачно или неудачно. Постарайтесь найти для этих фотографий собственное название (по возможности раньше, чем вы прочитаете его). Результаты сравнивайте. Это полезно.

<< Оглавление >>

 

Сайт создан в системе uCoz