Эрих Эйнгорн "Основы фотографии"

Умение видеть и находить сюжет

Хорошая фотография — это значит выразительная, понятная, интересная, естественная, технически безупречная и четкая.

Нашему восприятию повседневной жизни присуща инерция представлений и понятий. Вы, по-видимому, сами знаете об этом по собственному опыту. Окружающие предметы и явления вы обычно не воспринимаете в действительном их мгновенном виде или состоянии, а реагируете на них, как на нечто известное, фиксируете их сквозь призму вашего сознания, опыта, автоматически включая их в поле зрения. Так, вы не задумываетесь о том, какого цвета дом, заведомо зная, что он окра-шея белой краской. Но ведь в лучах вечернего солнца ои не таков. Или еще: достаточно вам увидеть часть предмета, который вам знаком, как вы уже воспринимаете его в целом, хотя может оказаться, что за полем вашего зрения он уже значительно изменен.

Подобное «полуавтоматическое» восприятие характерно для людей в привычной обстановке. Но если «контекст» ситуации нов (например, знакомый вам предмет представлен в неожиданном окружении), то инерция представления уже утрачивает свою силу, и вы с удивлением обнаруживаете в известном вам предмете новые черты, новые особенности. А можете и не признать этот предмет вообще или, скажем, будете упрекать художника за то, что он исказил действительность.

Не в этом ли одна из причин того, почему цветные фотографии могут показаться нам неестественными даже в том случае, когда они совершенно точно воспроизводят то или иное мгновенное освещение предметов?

Следовательно, вы должны подняться над «автоматичностью» вашего восприятия, преодолеть рассеянность вашего внимания, покоящегося на подсознании, и включить целенаправленную работу сознания. Другими словами, учиться видеть в полном смысле этого слова, осмысливать каждый оказавшийся в поле зрения объект, находить в нем сюжет, образ, а главное — воспринимать его таким, каким именно он есть в данный момент.

В этом открытии действительного облика, красоты и богатства мира и состоит главная сила и назначение фотографии.

Нельзя довольствоваться поверхностным знакомством с действительностью. Даже если вы очень увлечены интересным содержанием или действием, нельзя снимать с того места и в тот момент, который вам определила случайность. Нельзя считать, что вам, снимающему окружающую действительность, все в ней заведомо ясно. Тут приходится исходить только из того, что предстало вам в какое-то мгновение на матовом стекле или в видоискателе вашего аппарата, но вместе с тем своими целеустремленными усилиями воспроизводить это как можно более наглядно, под определенным (вашим!) углом зрения, схватывая наиболее удачный момент движения, и так далее.

В этом разница между живописным и фотографическим воспроизведением действительности. У художника данный процесс происходит медленнее, сложнее. В его сознании заранее складывается сюжет, выстраиваются характер и свойства предмета (по воспоминаниям или по модели), он продумывает наиболее эффектную подачу его и лишь затем приступает непосредственно к изображению — самому рисованию.

Фотограф, увидевший интересный сюжет, думает прежде всего (в большинстве случаев) о своей технике: как навести на резкость, какую установить диафрагму, время экспонирования и т. д. Нажимая спуск, он не задумывается ни о характерных особенностях объектива съемки, ни об эффективности его подачи. Неудивительно, что по истечении некоторого времени, проявив и отпечатав снимки, фотограф нередко испытывает разочарование.

Нужно воспитать себя так, чтобы сознание было настроено на мгновенную оценку сюжета, чтобы глаз автоматически фиксировал характерные черты предмета, чтобы ищущая мысль непрерывно была начеку. Только так вы придете к хорошим результатам.

Оглавление >>

 

Сайт создан в системе uCoz