Монокль-это просто ?

Фотокурьер №1 (56) январь 2003

Мне довольно часто приходилось слышать от уважаемых господ фотографов мнение, что снимать моноклем вовсе не обязательно, более того вообще такая съемка лишена всякого смысла. Достаточно, например, купить софт-фильтр на объектив, или еще проще поместить перед объективом тонкое стекло, смазанное вазелином. И прекрасный эффект монокля Вам точно обеспечен.

Однако лично мой опыт говорит об обратном. Получаемая картинка при использовании подручных "вазелиновых" средств имеет принципиально другой характер изображения. И, на мой взгляд, главное отличие в том, что выше перечисленные методы не дают контурной резкости, необходимой для отчетливого восприятия изображения. Тогда как у монокля граница светлого и темного, несмотря на ореол видна практически всегда. Не приводят к успеху и попытки имитировать получаемое моноклем изображения с помощью подручных средств или путем использование диффузора во время печати.

В силу всего этого я изготовил монокль подручными средствами. И это оказалось совсем просто.

Итак, материалы:

1. Очковое стекло, (Диоптрийная линза) купленное в магазине "Оптике". Диаметром 50 мм, + 9,5 диоптрий (стоимость 60 рублей)

2. Лист картона из набора детского для труда. (Стоимостью можно пренебречь)

3. Удлинительное кольцо для макросъемки с резьбой №42

4. Пластмассовая бленда, для какого то отечественного объектива

5. Гуашь черная, клей ПВА Момент и прочие мелочи

Главным элементом моего, как и всякого другого монокля, от которого на 90 % будет зависать его изобразительные возможности это естественно линза. Ее задача- проецировать изображение на плоскость фотопленки и создавать милые нашему сердцу сферические аберрации На самом деле в дело годится любая линза подходящего фокусного расстояния.

Известно, что в настоящее время при конструировании "самопальных" моноклей чаще всего используют объективы с фокусным расстоянием 50-100 мм. Разброс в первую очередь зависит от того, в каких, собственно говоря, жанрах фотографии Вы собираетесь процветать. Пейзаж это 50-80 мм; портрет 80-100; спортивный репортаж 300-500; подглядывание за чужими окнами 500-1000. (Хотя в последнем случае, при чем здесь монокль)

Изобретая свой личный не на что не похожий монокль, мой взгляд упал в первую очередь на купленную как- то давным-давно и по случаю лупу для рассматривания фотографий. (Диаметр 60 мм фокусное расстояние 110) Но показалось жалко ломать столь мудреное устройство и пришлось тащиться в магазин "Оптика" где требовать у продавца самое положительное стекло из имеющихся в продаже.

А в продаже имелась линза +9,5 диоптрий, а более сильные стекла предлагалось изготовить на заказ, который будет готов через неделю. Но меня в целом устроила и эта линза. (Фокусное расстояние будущего объектива рассчитывалось по формуле 1/9,5). Так что фокус 105 мм это как раз то, что нужно. Заплатив 60 рублей, Я ушел домой просветленной.

Теперь предстояло серьезно подумать о способе крепления будущего монокля к моему фотоаппарату. Мне показалось, что наилучшим решением будет резьба М 42. Монокль с таким креплением ставится не только на Зениты и Практики но и через адаптеры Jolos на многое многое другое (Нет смысла перечислять на что). Не мудрствуя лукаво, взял одно из удлинительных колец для макросъемки производства Красногорского завода. И пустил его в дело.

Для изготовления самого корпуса агрегата использовал самый практичный и доступный материал - картон из детского набора для труда.

Так как мне все же нужно наводить монокль на резкость, его корпус должен состоять из двух цилиндров вставленных друг в друга. Рассчитывая длину цилиндров не ошибитесь, если он получится слишком длинным, монокль не будет наводится на бесконечность. Впрочем, картон легко подрезать ножницами. У меня же, длинна цилиндра оказалась 35 мм.

Диаметр первого подбирается так, что он туго садился на удлинительное кольцо. Диаметр второго - что бы он легко скользил по первому. Для склеивания применил клей "Момент" Получается жалкое подобие поршневого зума. Однако работает.

Всю внутреннею поверхность корпуса я выкрасил черной гуашью с добавлением клея ПВА, чтобы краска несмела осыпаться.

Последняя инженерно - конструктивная задача - закрепить очковую линзу на корпусе монокля.
Здесь годится любое решение. Главное, чтобы линза стояла параллельно плоскости пленки. Лично я использовал старую советскую пластиковую бленду от какого-то объектива. Мне понравилось, что линза сидела в ней как влитая. Затем, примотав бленду скочем к корпусу монокля, я вставил линзу, а для того чтобы она не выпадала, я прижал ее вырезанной из картона диафрагмой. Диафрагму к бленде приклеил опять же скотчем.

Тут несколько слов хочу сказать о расчете диафрагмы. Которая нужна, для того чтобы регулировать степень размытости кадра. Максимальная размытость достигается, естественно, тогда когда диафрагма совсем отсутствует, а чем отверстие меньше тем качество изображение лучше, а светосила Вашей оптической системы меньше. Вырезал диафрагму диаметром 37 мм, что при фокусном расстоянии моей очковой линзы дает относительное отверстие 2.8 (105/37=2.8)

Конечно, диафрагму я вырезал абсолютно круглую и думаю не стоит говорить что она должна быть абсолютно черного цвета.

Да вот еще до того, как я изготовил тот оптический шедевр, я пользовался моноклем, изготовленным на базе Юпитера-37. Это был объектив, из которого оптик - умелец удалил все линзы кроме передней. Чтобы такой псевдо монокль мог фокусироваться на близкое расстояние, приходилось использовать удлинительные кольца. Полученное фокусное расстояние монокля равнялось 135 мм. Преимуществом такой конструкции являлась оперативная диафрагма. Хотя по моим наблюдениям диафрагмирование монокля определенно 'режет пластику снимка'

С пожеланием творческих успехов В.М.

 

Сайт создан в системе uCoz